В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
УМОМ РОССИЮ НЕ ПОНЯТЬ

Российский оппозиционер Константин БОРОВОЙ: «Пропагандистская кампания России в мире стоит свыше 100 миллиардов долларов в год — для Путина это единственная альтернатива силовому сохранению власти»

Елена ПОСКАННАЯ. Интернет-издание «ГОРДОН»
Примерный объем финансовых ресурсов, которые контролируют российский президент Владимир Путин и его соратники в России и на Западе, измеряется парой триллионов долларов — они вполне могут позволить траты на пропаганду в размере 10 процентов стоимости этого ресурса ради сохранения своей власти. Об этом в интервью интернет-изданию «ГОРДОН» заявил российский оппозиционер и политический эксперт. Он также рассказал о пропагандистской войне, которую Кремль ведет в Европе, о том, что и в Украине действуют пропагандистские бригады, подобные кремлевским.

На днях Европарламент принял резолюцию, в которой зафиксировал, что российская пропаганда, как и пропаганда боевиков «Исламского государства», угрожает «суверенитету, политической независимости, безопасности граждан и территориальной целостности государств-членов Евросоюза». А основные угрозы исходят от российского государственного агентства Sputnik, телеканала RT, фонда «Русский мир» и агентства «Россотрудничество».

Что же представляет из себя российская пропаганда, как она изменилась за последние два года, можно ли ей противостоять? На эти и другие вопросы корреспонденту интернет-издания «ГОРДОН» ответил российский оппозиционер и политический эксперт Константин Боровой.

Он считает, что одной только резолюции для борьбы с пропагандой в Европе недостаточно. Необходимо исследовать это явление, потому что от банального продвижения своих идеологических установок российская пропагандистская машина уже перешла на качественно новый уровень. Сейчас с ее помощью Россия, по сути, ведет в Европе «военные действия, которые наносят ущерб сознанию гражданского населения и вполне могут наносить материальный ущерб», — заявил эксперт.

В разговоре с уча­ст­ником про­пагандистского процесса мы получили интересную фразу: «Уровень наших разработок таков, что если бы мы могли говорить о них открыто, вполне претендовали бы на Нобелевскую премию».

«Часто сравнивают пропагандистскую кампанию нацистской Германии и современной России»

— Европейцы наконец признали, что подвергаются пропагандистским атакам со стороны России. И что дальше?

— Должен похвастать, я повлиял на принятие этой резолюции. Она давно уже существовала, но принята только сейчас. Этот шаг надо приветствовать — наконец произошло осознание опасности. Я давно призываю исследовать российскую пропаганду и ее влияние. Ранее обращался к нескольким институтам, которые могли бы это делать, но не добился ничего. Мне нравится, что уже на этом уровне европейцы начали понимать степень опаснос­ти.

До последнего времени было не очень понятно, что такое российская пропаганда. Сейчас картина прояснилась: это многофункциональный инструмент с высочайшим уровнем экспертизы, где задействованы не только тролли, работающие в Европе, США и в основном в России, но и огромные группы экспертов, обеспечивающие тончайший анализ актуальных ситуаций и очень быструю реакцию на них. Причем это анализ и психологический, и политический, и военный.

Кроме того, оказывается воздействие на западные СМИ и институции. Фактически ведется подкуп журналистов и европейских политиков, который измеряется десятками миллионов долларов. И это без учета проектов, конвертированных в пропагандистские инструменты — телевидение, радио, газеты, интернет-издания, а также (что указано в резолюции Европарламента) большое число институтов, работающих в США, Европе, Израиле и других местах. Плюс индивидуальные соглашения с лоббистами. В общем, пропагандистская кампания — дорогой проект с финансированием свыше 100 млрд долл. в год, возможно, речь даже о нескольких сотнях миллиардов.

— Откуда возникла такая цифра?

— Я делал анализ по одной только группе, которую мы наблюдали (таких бригад десятки, если не сотни). У этой группы на 150 рабочих мест, действующих в три смены, только стоимость оборудования (компь­ютеры, серверы, каналы связи и так далее) превышает 1 млрд долл. А зарплаты? Например, рядовой сотрудник получает 1,5-2 тыс. долл. Если грубо посчитать, одна смена — 300 тыс. долл., а три смены — 900 тыс. долл. в месяц. Еще есть эксперты среднего уровня, зарабатывающие 5-6 тыс. долл., и высокого уровня — 10 тыс. долл.

— Кремль готов инвестировать настолько крупные суммы в пропаганду?

— Всех удивляет уровень расходов. Мы обсуждали это в Европарламенте. Мне приходилось объяснять: речь не о продвижении России и ее политики, а об индивидуальной безопасности и защите. Для Владимира Путина этот путь сохранения власти — единственная возможность. Аль­тернативой силовому сохранению власти является потеря огромных денежных ресурсов.

Уже сделаны оценки: примерный объем ресурсов, которые контролируют Путин и его группа в России и на Западе, измеряется парой триллионов долларов. Сколько можно потратить ради сохранения влас­ти? 10 процентов — точно, а это и есть те 100-150 млрд долл. в год. Так что озвученная цифра совсем не удивительна. И она, к слову, сформирована без учета государственных инструментов, которые используются для пропагандистской кампании, — телевидение со всем его оборудованием, вся пресса, интернет и огромное количество экспертов в России.

— Как в стране возникло такое число экспертов?
— Есть категория граждан, прошедших через школы КГБ или ФСБ. Их много. Мне говорили, что больше 200 тысяч человек. Они все получили военную специальность — ведение пропагандистской кампании против врага, прослушали серьезные глубокие курсы по технологиям ведения таких кампаний. В данном случае врагом или объектом кампании являются в основном граждане России, а также бывшие граждане РФ и люди, владеющие европейскими языками в США.

Часто сравнивают пропагандистскую кампанию нацистской Германии и современной России. Это несравнимые вещи. Сейчас используется качественно другой инструментарий и, соответственно, достигается другой уровень воздействия.

За прошедшие 70 лет наука сильно продвинулась в разработке механизмов воздействия на массовое сознание (те же технологии нейролингвистического программирования). Все это теперь используется для целей пропаганды. В разговоре с одним из участников пропагандистского процесса высокого уровня мы получили интересную фразу: «Уровень наших разработок таков, что если бы мы могли говорить о них открыто, вполне претендовали бы на Нобелевскую премию». И мы видим результат: 100 миллионов совершенно «опьяненных кровью» граждан России, как минимум, половина из примерно семи миллионов русскоговорящих из США, а также люди в Германии, Израиле и других странах — все подверглись этому воздействию и стали уп­рав­ляемым сообществом.

Пропагандистские кампании раньше рас­сматривались как идеологический инст­румент для продвижения концепций. Первое время так рассматривали и пропагандистскую кампанию современной России — как продвижение идеи «русского мира». Новое качество состоит в том, что это уже не только продвижение идеологии, но и инст­румент ведения войны.

Кибератаки и огромные группы троллей только с одной стороны нацелены на продвижение идей, а с другой — нацелены на ведение военных действий, поддержание агентурной сети, деморализацию противника, ослабление защитных механизмов и функций государств противника. Мы продолжаем использовать словосочетание «пропагандистская кампания», хотя речь уже об инструментах ведения военных действий, которые наносят ущерб сознанию гражданского населения и вполне могут наносить материальный ущерб. Для точного определения всех этих явлений у нас еще даже терминологии нет.

Возникла абсолютно новая ситуация внутри России. Степень отравленности сознания общества достигла такого уровня, что говорить о возможности выздоровления уже не приходится.

«Украине надо заниматься собой и своим реформированием»

— Вы сказали, до последнего времени не было понимания, что ведется, по сути, пропагандистская война. Почему осознание пришло только сейчас?

— Есть некое предположение об адекватности. Оно заставляет думать, что у Путина и его окружения все же есть какие-то моральные, политические и эстетические ограничения. Ничего подобного нет. Потребность в самозащите людей из КГБ настолько высока, что все существующие моральные ограничения будут ими нарушены. Сознание цивилизованного европейского человека отказывается такое принимать.

— Теперь принять пришлось. И сможет ли Запад что-то противопоставить российской агрессии?

— Ответ вам не понравится: противостоять этому невозможно. Никакой конг­ресс США не в состоянии принять бюджет контрпропагандистской кампании на уровне 100 млрд долл. Нет таких ресурсов и ме­ханизмов. Не будут же в Европе создавать группы продажных журналистов. Никакой парламент это не поддержит. Но надо начинать тратить какие-то ресурсы ради изучения этого явления, чтобы просто понимать, с чем вы столкнулись. Но даже это предложение вызывает какое-то сопротивление.

У нас сейчас набор проблем: Сирия, Ук­раина, Молдова, Грузия, кибератаки, воз­действие на европейскую политическую систему через коррумпирование демократических институтов и так далее. Но у этих проблем один источник — Путин. Есть пропагандистская кампания как инструмент войны, есть собственно война, которая в разных формах идет в разных местах, но один источник. Врачи любят говорить: надо лечить не симптомы, а устранять причину болезни. Так вот все, о чем я говорил, — это симптомы, а причина называется «Путин». Ее устранять нужно.

Приходится признать: понимания этого на Западе до сих пор нет. Знаете, какой бюджет у НАТО на противодействие пропагандистской кампании? 50 млн долл.

— Устранением одного Путина проблемы не решить, за ним огромный аппарат...

— Я имею в виду проблему «Путин», а не физическое лицо. Тем более что любые даже честные выборы приведут к власти «Путина-2» — такова степень отравленности сознания граждан России.

Более того, возникла абсолютно новая ситуация внутри России. Степень отравленности сознания значительной части общества достигла такого уровня, что говорить о возможности выздоровления уже не приходится. В этой борьбе холодильника и телевизора возникло новое качество — люди запуганы до такой степени, что не готовы адекватно и объективно оценивать даже свое собственное положение.

— А что говорить о шансах Украины в этой войне? Выходит, кроме собственного здравого смысла, нам вообще противопоставить нечего?

— Украине надо заниматься собой и своим реформированием. Много проблем существует, но они не решаются. Основная проблема — структура власти, которая не изменилась со времен, наверное, первого президента. Как бы ни были хороши и преданы люди, которые когда-то работали в КГБ, системы их контактов делают их внут­ренними агентами.

— Расскажите подробнее об организованных группах троллей, о которых вы говорили. Как их вычисляли и отслеживали?

— Выявление таких бригад — интересный процесс. Обычный человек приходит, читает пост в интернете, размещает комментарий и уходит. Бригаде необходимо не только высказаться, но и поддержать схожие мнения или мнения таких же участников бригады. Если видите в комментариях подряд несколько похожих постов, надо присмотреться, что они делают. Это помогает отделить досужих пользователей от тех, кто на работе. И когда выявляется бригада или ее часть, легко определить установки, которые они продвигают.

Различные эвристические методики позволяют не просто выявлять бригады, но и оценивать их численность и эффективность. Они обычно имеют качественный софт и очень хорошо прикрыты. Их тяжело диагностировать, сложно определять, где они находятся, с какого компьютера работают. Хотя и простое выявление однотипных компьютеров помогает понять, что люди состоят в организованных сообществах.

Выявление бригад дает иногда неожиданный результат. Некоторое время назад мы вдруг обнаружили бригады сторонников Алексея Навального (российский оппозиционер. — «ГОРДОН»). Интересно: они действуют по той же методике, что и кремлевские, также с однотипных компьютеров, координируются из (если так можно сказать) центров управления пропагандистской кампанией.

Некоторое время назад мы обнаружили бригады, работающие в интересах Украины. Думаю, это контрпропагандистская деятельность. Однако из установок, которые они продвигают, контрпропагандистские — только часть, а остальные — поддержка президента, власти, тезисов «у нас все хорошо» и «не вмешивайтесь в наши дела». Совершенно неожиданный результат: работа этой бригады против Михаила Саакашвили. Это легко диагностируется: когда бригада сначала продвигает мысль «у нас все хорошо», а потом начинает явно наступать на Саакашвили, становится ясно, что под видом контрпропагандистской деятельности скрывается работа по защите президента, его администрации и власти в целом.

В свое время я убеждал людей в Администрации президента Украины, что необходимо заниматься контрпропагандой. Но повторять печальный опыт Кремля я никого не уговаривал. Не очень дальновидно использовать контрпропагандистский инструмент в пропагандистских целях. Где-то в Украине сидит одна или несколько бригад с хорошими начальными целями — противостоять российской пропаганде, но соблазн использовать их в других целях очень велик. Такое впечатление, что устоять перед этим соблазном не удалось.

«Мы заметили, что телеканалы стали активно привлекать псевдооппонентов. У нас даже есть такой персонаж — «либерал по вызову»

— Не секрет, что спецслужбы Украины и России до 2014 года точно работали если не в одной связке, то синхронно. Раз в РФ создавались пропагандистские бригады, то формировались они и в Украине. Может, поэтому настолько родственные механизмы используются в двух странах?

— Это люди, которые вместе учились, вместе долго сотрудничали, а сейчас имеют разный статус. Сотрудники российских спецслужб активно включились в коммерческую деятельность, и сейчас они — люди благополучные, богатые. В этом смысле украинские специалисты, так сказать, «отстают» от российских кагэбэшников. Дело в том, что эта корпорация очень сильна, консолидирована, имеет собственные цели. Я давал по этому поводу экспертизу. Российский сценарий фантастического усиления спецслужб вполне может быть реализован и в Украине.

Должен напомнить, что Вано Мерабишвили (бывший министр внутренних дел Грузии, который занимался системой безопасности) начал работу с отстранения всех специалистов со связями в КГБ, ФСБ, российской разведке и так далее. Главной его задачей было создание абсолютно новых структур. Ведь как бы ни были хороши и преданы люди, которые когда-то работали в КГБ, системы их контактов делают их внутренними агентами.

В Украине этим пока никто не занимался. Все эти связи, взаимодействие, сотрудничество остаются, и к сожалению, остается преемственность. Это очень опасно. Не зря говорят, что в каком-то смысле Украина пошла по российским граблям. Мы заметили, что телеканалы стали активно привлекать псевдооппонентов. У нас даже есть такой персонаж — «либерал по вызову».

— Вы недавно ходили на пропагандистский телеканал «Звезда». Что вы там делали?

— Есть каналы, куда я не хожу, сколько бы меня ни звали. Мне приходится преодолевать брезгливость и отвращение. Это довольно сложно. На телеканале «Звезда» я выступал несколько раз. Когда не могу преодолеть брезгливость, тогда не хожу. Но бывает, любопытство пересиливает.

Для меня это исследовательский процесс. На «Звезду» приходят в основном про­пагандисты. Из дискуссий с ними, иног­да не публичных, становятся ясны установки (что они в данный момент продвигают). Они довольно откровенны, поскольку чувствуют себя более сильными, они управляют процессом: не то скажешь — вырежут. Они не боятся, поэтому на экспертном уровне такое общение полезно.

— И какую пользу вы извлекли?

— Сейчас в пропагандистской кампании Кремля (той ее части, которая транслирует установки через телеканалы) возник новый феномен: убедительность и эффективность воздействия начала быстро падать. И мы заметили, что телеканалы стали активно привлекать псевдооппонентов. У нас даже есть такой персонаж — «либерал по вызову» (не надо называть его фамилию). Он ходит на все телеканалы, он персонаж отобранный, у него много негативных человеческих характеристик, даже тембр голоса вызывает сильное раздражение — это уже относится к тонким технологиям психологического воздействия. Сам факт того, что этот персонаж называется либералом, дискредитирует либеральную идею. Его очень любят, потому что по многим параметрам сам факт его появления в качестве защитника либерализма — провоцирующий фактор.

С одним из экспертов мы обсуждали, существуют ли ограничения для продвижения идей. Начали с простой установки: «В Киеве у власти фашисты». А можно ли продвинуть концепцию, что у власти, скажем, людоеды? Ответ простой: ограничений нет. Уровень воздействия настолько сильный, что возможно продвинуть даже абсолютно абсурдную идею. Это вопрос использования техники и ресурсов.

Есть еще один интересный момент — координация и синхронизация элементов пропагандистской кампании. Важно, чтобы в нужный момент подключились все — эксперты, рядовые исполнители, журналисты, психологи, спецслужбы. Так продвигалась, на­пример, идея «олигархи захватили власть», причем не просто олигархи, а евреи — Михаил Ходорковский, Владимир Гусинский и так далее. Тогда еще уровень координации был невысокий, но уже был. Одновременно наступление шло по не­сколь­ким направлениям и очень скоординированно. Это сложно организовать, но они научились.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось